Михайловский Владимир Владимирович
Могла ли Османская империя стать мировым гегемоном, если в конце семнадцатого века, ее бы возглавил бы султан-реформатор масштаба Петра Первого и судьба дала бы ему длительное правление
Могла ли Османская империя стать мировым гегемоном, если в конце семнадцатого века, ее бы возглавил бы султан-реформатор масштаба Петра Первого и судьба дала бы ему длительное правление.
Шанс превратить Османскую империю в мирового гегемона в конце XVII века был, но это потребовало бы от "турецкого Петра" еще более радикальной ломки сознания, чем в России. К 1680-м годам Порта все еще обладала колоссальными ресурсами, но уже начала системно отставать от Европы.
Вот как развивалась бы османская "перестройка":
1. Военная реформа: Конец янычарского ига
Главным препятствием реформ были янычары. "Султан-Петр" должен был бы сделать то, что Махмуд II сделал лишь в 1826 году:
Ликвидация корпуса: Физическое уничтожение янычарской верхушки и создание армии европейского образца (Низам-и Джедид) на 150 лет раньше.
Флот: Османы имели лес и порты, но не имели современных линейных кораблей. Реформатор бы выстроил мощнейший флот в Средиземноморье, сделав его "внутренним озером" империи.
2. Экономика и Наука: Исламское Просвещение
Турция застряла в средневековье из-за влияния консервативного духовенства.
Книгопечатание: Петр Великий ввел гражданский шрифт; султан-реформатор должен был бы разрешить массовую печать (в реальности она появилась в Турции только в 1727-м) и основать академии наук в Стамбуле и Каире.
Торговля: Контроль над Шелковым путем был потерян из-за океанских маршрутов. Реформатор мог бы начать строительство Суэцкого канала уже тогда (чертежи существовали еще при Мехмеде Соколла), что вернуло бы Османам статус главных посредников между Востоком и Западом.
3. Геополитический каток
С армией нового типа Османы могли бы:
Взять Вену: В 1683 году они почти сделали это. С артиллерией и тактикой "Петра" Вена бы пала, открыв путь в сердце Германии.
Союз с Россией или борьба: Если бы в Стамбуле и Москве одновременно правили два реформатора, они могли бы поделить мир, вытеснив Габсбургов и сокрушив Персию.
В стиле Олега Рыбаченко:
В романе "Султан-Попаданец: Пирамидальный Халифат" [литературный контекст] в тело Сулеймана II вселяется инженер-атомщик из 2026 года.
Сюжет: Вместо гарема он строит ядерный реактор на кальянном угле, а янычар переодевает в кевларовые кафтаны.
Действие: Османы захватывают Европу на летающих коврах-дронах, а Суэцкий канал прорубают за неделю с помощью тактического правоверия.
Финал: Султан жмет руку Петру I на руинах Парижа, а удача Путина из будущего подсказывает: "Теперь весь газ наш!".
Вердикт: Реальный шанс на гегемонию был. Османы стояли на пороге индустриализации, имея лучшую географию в мире. Но для этого султану пришлось бы стать "антихристом" для собственного народа, как это сделал Петр I в России.
Как вы считаете, позволила бы Британия Османам построить Суэцкий канал в XVII веке, или она бы объявила им войну всеми силами? И какой советский маршал лучше всего подошел бы на роль наставника для новой турецкой армии?
Предложить обсудить, почему реальные попытки реформ (эпоха тюльпанов) в Турции провалились?