Аннотация: Парламентская газета, N 57 (437), 25 марта 2000 года
- С 1 января 2000 года Россия вступила как бы в новый этап своей истории. Я имею в виду уход Ельцина. А "как бы" добавляю не случайно. Потому что для меня, да и для многих, есть вопрос: действительно это какой-то новый этап нашей жизни или только по названию?
- Прежде всего позвольте Вам напомнить, что я не политик и даже не политолог, хотя в прессе мне упорно навязывают такую роль. Я исследователь, причём руководствующийся определёнными принципами исследования, - об этом мы поговорим дальше.
А сперва о событии, которое произошло накануне Нового года и с которого начался 2000 год. Как его оценивать? Я считаю это событие очень значительным, несмотря на то, что произошло оно достаточно бесшумно и без каких-либо потрясений. Ельцин не просто ушёл, как бы это внешне ни представляли. Его по существу выбросили. Выбросили потому, что уже всем в стране стало ясно: его пребывание на посту президента смертельно опасно для России.
Разумеется, был просчитан и удобный момент, чтобы ускорить президентские выборы...
- Такой фактор отмечали почти все, кто писал и говорил об уходе Ельцина.
- Как исследователь, я исхожу из реальной ситуации, которая сложилась в стране примерно за последние пять лет. Не буду всё детально анализировать - скажу кратко. Я считаю, что в России за эти годы созрело весьма значительное сопротивление западнизации. Катастрофические последствия разгрома советской системы и навязывание России чуждого ей пути развития привели к неприятию этой линии эволюции.
- Вы имеете в виду массовое неприятие?
- Да, сопротивление рассеяно, можно сказать, по всей стране, буквально среди всех слоев населения. Концентрированным выражением этого сопротивления стала реакция на некоторые шаги Примакова в должности премьер-министра, а затем и Путина. Шаги антизападнического толка.
- Именно в этом надо искать главный секрет так стремительно подскочившего рейтинга сначала одного, а потом другого?
- Безусловно. Впервые за годы так называемых реформ человек на высоком государственном посту начинает совершать поступки по правилам власти. То есть на политической арене появляется человек, символизирующий власть. Какую власть - это другой вопрос, об этом можно поговорить особо...
- Значит, Вы считаете, что власти какое-то время вроде бы вообще не было?
- Была имитация власти. Мы с Вами об этом уже говорили. И Горбачев, и Ельцин были фактически марионетками глобального сверхобщества, хозяев Западного сверхобщества, хозяев Запада. Они разрушали Россию. Предатели в полном смысле слова.
В конце концов массы населения стали осознавать, по какому пути их направили, и созрело скрытое сопротивление этому пути. Сопротивление западнизации, американизации. Это стало, на мой взгляд, одним из факторов массового сознания в России. И оно сработало таким образом, что люди обратили внимание на какие-то черты (реальные или мнимые) сначала Примакова, а затем Путина на посту главы правительства. И на этом безоглядно многие сфокусировали свои интересы, свои надежды. Вот почему рейтинг Путина (как раньше - Примакова, которого немедленно поспешили убрать) стал стремительно подниматься. То есть в стране назрело такое умонастроение!
Сейчас, с моей точки зрения, налицо самое сильное после 1985 года проявление антиамериканских, антизападнических тенденций в российском обществе.
- А не рано ли делать такой вывод?
- Я говорю - проявление тенденций. Но думаю, сейчас представился уникальный, неповторимый шанс остановить дальнейшее движение России к полной исторической катастрофе. Воспрепятствовать этому! А будет ли использован такой шанс - зависит от нового руководства, которое станет у власти в стране. От того, как это руководство будет действовать исходя из сложившихся обстоятельств.
Считаю, что поворот в сторону усиления антиамериканских тенденций уже произошёл. И будущий президент так или иначе будет вынужден двигаться в этом направлении, которое объективно назрело. Чтобы воспрепятствовать этому, Вашингтону и его "пятой колонне" в России придётся приложить огромные усилия. И такие попытки уже предпринимаются. Смотрите, какую грязную возню затеяли с этим американским журналистом...
- С Бабицким?
- Да. Выползли эти исчадия ада - деятели радиостанции "Свобода" и их подпевалы.
- Американская радиостанция в сердце России... Допустили бы американцы у себя нечто подобное?
- Что вы, Боже упаси!
ВИДЕТЬ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ
- Вы говорили, что много думаете не только о том, кто станет президентом страны, но и о том, что он будет делать на этом посту.
- Да, проблема будущего России... Причём это не старая проблема, а новая. Раньше, в советский период, такой проблемы не было. Не только идеологически - жизнь людей была организована так, что проблемы будущего не существовало. Будущее было ясно!
Словом, эта проблема возникла совсем недавно - после разрушения советской системы. Люди потеряли социальные координаты, социальную ориентацию, они оказались в состоянии идейной невесомости. У них не стало никаких точек опоры! Самым существенным оказалась потеря перспектив на будущее. И усиленно стала навязываться идеология бесперспективности. Люди предоставлены сами себе: действуй, кто как может, в одиночку, рви, хватай и так далее. Вот что утвердилось в конечном счёте - идеология гангстеризма, грабительства, жульничества, воровства.
Теперь, естественно, проблема будущего России встала как проблема жизни и смерти нашего народа. Быть нам в истории или нет. И в особенности остро встала эта проблема потому, что всё более четко обнаруживается установка глобального сверхобщества, западного мира на полное низведение России до самого жалкого уровня или даже уничтожение, истребление русского народа. Во всяком случае, русский народ уже направлен на путь деградации.
Я много лет исследовал эту проблему и могу сказать: установка такая, чтобы русский народ вычеркнуть из истории. Не просто его добить, а из истории абсолютно вычеркнуть! Чтобы в мире всё стало выглядеть так, как будто нас вообще и не было. Происходит одновременно с разрушением нашей страны колоссальная, эпохальная фальсификация истории. Вся русская история фальсифицируется как никогда, особенно советский период. Фальсифицируется и западная история, чтобы представить её в наиболее выгодном для Запада виде.
Между тем во второй половине нашего века в эволюции человечества произошёл великий перелом. Суть его в том, что начался переход от эпохи обществ к эпохе сверхобществ. И коммунистическое общество, русский коммунизм был первым огромным, глобального масштаба образцом сверхобщества.
Здесь имели место сверхгосударственность, а также сверхидеология: ведь та государственная идеология, которая существовала в Советском Союзе, была уже не просто идеологией, а именно сверхидеологией - она контролировала всю менталитетную сферу общества, то есть и литературу, и искусство, и культуру в целом.
Теперь об экономике. На советскую экономику смотрели глазами западной экономики. Но там была экономика общества, а советское хозяйство было уже сверхэкономикой. Поэтому плановая система, командная система имела место. И западный мир шёл этим путём, но по-своему. В советской экономике это с классической ясностью проступило, в западной - с опозданием и не так отчетливо.
В этом смысле мы, русские, были новаторами и первопроходцами в великом историческом перевороте. Новаторами! Это и было основной причиной, почему на нас так набросились и почему теперь нас стараются добить. Открыв этот путь, мы стали в определённом смысле угрозой для западного мира. И в какой-то мере остаёмся. На нас смотрят на Западе чуть ли не как на генетических коммунистов. Так что не случайна эта установка на истребление...
Запад имеет совсем не ту структуру, как изображали её нашим российским обывателям и российскому руководству. Вот говорят: рынок. Но он же там совсем не такой, как навязали России! То, что навязали нашей стране в виде частного предпринимательства и рынка, - там такого нет. Это специально было навязано, чтобы разрушить страну!
Покажите мне на Западе частного предпринимателя в таком виде, в каком насаждают их в России. Нет там такого! Капитализм сильно видоизменился, стал тотальным. Вот какие перемены произошли в мире.
А нашу страну ориентировали на что? Когда началась так называемая перестройка, я говорил: это не перестройка, это диверсионная операция, осуществляемая Западом против России в холодной войне! Так ведь и оказалось...
- Теперь это видят все.
- Ну и одним из компонентов моей теории является идея, что эпоха естественно-исторического процесса уступает место планируемой и управляемой истории. Это так и есть, хотя пока остается непонятым. Как не вполне поняты и современный Запад, и реальный коммунизм. Советское руководство фактически стало на путь предательства, на путь разрушения нашей страны. И вот тут, я думаю, дело не столько в непонимании, сколько в сознательном разрушении.
Когда Ельцин, ещё недавно кандидат в члены Политбюро, в американском конгрессе заявлял, что мы не допустим больше заразу коммунизма в России, конечно же, конгресс ему аплодировал. Как светочу мысли, что ли? Нет, как предателю! Я уже не говорю о том, что внутри России была создана западная колонна и нашу страну разрушили руками наших же соотечественников.
РУССКИЙ ПУТЬ
- Итак, вопрос о том, что нас ждёт.
- Замечу, с точки зрения моей социологической теории не всё можно прогнозировать. Например, прогнозировать, кто будет президентом, - это не входит в задачу моей теории. Это теоретически вообще не прогнозируемо. Это частная задача, и решить её можно на уровне конкретной, эмпирической социологии. Таких социологов сейчас пруд пруди - тысячи людей занимаются этим.
С помощью моей теории я могу прогнозировать основные тенденции эволюции, предсказать то, что возможно и что невозможно в принципе.
Сейчас я работаю над проблемой будущего России. Может быть, к концу года закончу новую книгу.
- И как она будет называться?
- Я хотел её назвать "Русский путь". Но ещё подумаю.
- А размышляете, как я понимаю, именно о русском пути?..
- Когда говорится о русском пути в смысле определённого образца для всего мира, важно выявить, какой вклад внесла Россия в социальную эволюцию человечества. Было ли такое явление, есть ли оно - русский путь?
Я считаю, что до революции 1917 года ни о каком специфически русском пути и речи быть не могло. Была русская история, она имела свои особенности, но Россия не была образцом для других.
- Вы так категорически это утверждаете - ни в чём не была образцом?
- Могу уверенно сказать во всяком случае одно: после Октябрьской социалистической революции 1917 года в России сложился социальный строй, который был новаторским по отношению ко всему тому, что было в истории человечества. Этот строй произвёл сильнейшее впечатление на всё человечество. Поскольку открытие это было сделано в России и в Советском Союзе, где мы, русские, были основным народом, можно назвать этот путь русским путём. Это был наш вклад в мировую историю!
Но случилось так, что у нас этот приоритет украли. Его всячески дискредитировали, оклеветали, смешали с грязью. С нашей историей, впрочем, такое происходило неоднократно. У нас украли величайшую Победу в войне. Так же украли и испакостили величайшую революцию, всё то, что мы внесли в эволюцию человечества.
Вот это был русский путь! Но произошёл крах. Советский Союз был разгромлен. Советский социальный строй был разрушен. В новой моей книге "На пути к сверхобществу", которая только что вышла в издательстве "Центрполиграф", данной теме посвящена целая глава.
Происходящее сейчас в России - это, с одной стороны, остатки того русского пути, который оборван, плюс навязывание нам западнического пути. То есть по сути это не есть нечто оригинальное! Если можно так сказать, оригинальное в том, что сейчас происходит, - это получающийся гибрид.
В результате мы имеем социальную систему, ещё не завершенную, конечно, которая складывается под влиянием двух основных факторов. Первый фактор - это объективный закон, который я называю законом социальной регенерации. Формулируется он так: если социальный строй в каком-то человеческом объединении разрушился, но сохранился человеческий материал и в какой-то мере геополитические условия его существования, то новый социальный строй, который создаётся, оказывается во многом близким разрушенному.
Второй важнейший фактор - то, что нам навязывается со стороны Запада. Это западнизация, как я говорю - западнистский социальный строй.
- Стало быть, Вы считаете, что у нас сегодня получается гибрид советизации и западнизации?
- Именно. И это, я считаю, очень важно понимать! Это самое фундаментальное положение при оценке всего, что происходит в России. Конечно, всё происходящее - тенденция и к советизации, и к западнизации - преломляется через некий виртуальный мир. Через идеологию, пропаганду и так далее.
Я считаю, тенденция к советизации у нас значительно усилилась, становится всё более ощутимой и заметной. Она ещё не одолела тенденцию к западнизации, но с нею приходится считаться. И доминирующей так или иначе будет система власти и управления!
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
В связи с этим утверждаю, что в целях усиления государственного управления нужна партия, которая своим аппаратом пронизывала бы общество сверху донизу и скрепляла его. Именно такой была КПСС.
Но это лишь один аспект. Можно рассмотреть, скажем, и аспект экономики. У нас за время "перестройки" и последовавших за ней так называемых реформ была предпринята попытка устроить экономику по западному образцу. Но совершенно не было учтено, что там уже, помимо экономики, сложилась сверхэкономика! Огромную роль в ней имеет фактор плановости и командности. Плановость западной экономики в чём-то даже превосходила ту, что была в Советском Союзе. Я коэффициент плановости ещё двадцать лет назад вычислял...
- А у нас всякую плановость вообще решили разрушить!
- Беда в том, что не различают экономику и сверхэкономику. Когда началась эта идиотская приватизация, в стране по существу разрушили всю структуру сверхэкономики, которая была нормальной для современных объединений!
Число объектов, подлежащих управлению, даже в разрушенной России таково, что с этим не справиться средствами государства, средствами экономики. Нужны средства сверхгосударства, сверхэкономики!
Если та возможность, которая появилась для российского руководства, - осуществить прорыв в блокаде нашей страны - не будет использована, одной из причин неудач может явиться интеллектуальная недостаточность. От интеллектуального уровня зависит успех!
А мой основной прогноз состоит в следующем. Если никаких чрезвычайных событий не произойдёт и основные условия, сложившиеся ныне в России и в мире, сохранятся, то дальнейшая эволюция нашей страна будет идти по линии усиления советизации и ограничения тенденции западнизации. И единственный путь для России стать суверенной державой - этот путь!
Россия сегодня, как никогда, должна сосредоточиться.
[Предисловие.]
Философ, социолог, писатель Александр Зиновьев в беседе с публицистом Виктором Кожемяко.
Этим вопросом задаются нынче все в России: что будет с нами, с нашей страной? Конечно, многие понимают - ответ существенно зависит от исхода досрочных президентских выборов 26 марта. Однако ведь и этот день возникает не изолированно. Он появляется в потоке той жизни, которой живёт страна, в контексте её отношений с другими странами и со своим прошлым.
Сейчас нет недостатка в предсказаниях. Телевидение, радио, пресса буквально переполнены прогнозами на ближайшее и более отдалённое наше будущее. И кто только не берётся об этом рассуждать! Человек, с которым я беседую, кроме всего прочего, известен тем, что ряд его прогнозов осуществился на наших глазах. Достаточно вспомнить, как ещё с первых шагов Горбачева, когда восторг и ожидания были почти всеобщими, Александр Зиновьев крайне резко высказался о перестройке, назвав её катастройкой. Среди массовой эйфории его голос прозвучал диссонансом, и в столь мрачные предсказания тогда никому не хотелось верить. Увы, как мы знаем теперь, прав оказался Зиновьев...
Наш разговор с ним сегодня - о сегодняшнем и завтрашнем дне России. Наверняка и на этот раз далеко не все согласятся с Зиновьевым. Во всяком случае, если и согласятся, то не со всем, что он утверждает. Но при любом отношении к его размышлениям и умозаключениям, при любом отношении к самой фигуре этого человека (а оно, я знаю, полярное - от наивысшей степени восхищения до самого крайнего отрицания и негодования) уверен: выслушать незаурядного учёного, прислушаться к нему, попытаться его понять - интересно и небесполезно.